Главный
Единая Система Управления нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан»

Единая Система Управления нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан»

Сотрудничество с ОАО «АК «Транснефть»: проектирование и построение Единой Системы Управления нефтепроводом «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ЕСУ ВСТО).

Местонахождение: Россия, Восточная Сибирь
Начало проекта: 2008
Запуск в эксплуатацию: 2010
Отрасль: нефтегазовая/нефтепроводный транспорт

ОАО «АК «Транснефть» - Государственная транспортная компания. Сотрудничество компании  ЭлеСи с  крупнейшим в стране оператором нефтепроводов началось 1994 году.

В 2008 году компания ЭлеСи была выбрана Генеральным подрядчиком и главным разработчиком Единой Системы Управления трубопроводом «Восточная Сибирь - Тихий Океан» АК «Транснефть».

Магистральный нефтепровод соединит нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и нефтепроводом Китайской Народной Республики. На долю Азиатско-Тихоокеанского региона  (АТР) сегодня приходится 28 % общемирового потребления нефти. Функция данного трубопровода - обеспечить поставки нефти на рынки стран АТР и  США.

Создание уникальной ЕСУ ТС ВСТО для нефтепровода позволило реализовать обширный  функционал, посредством  которого диспетчерских персонал может контролировать работу нефтепровода, осуществлять дистанционную диагностику работы оборудования, анализировать правильность работы всей системы в целом и осуществлять автоматическое управление всем технологическим процессом, обеспечивая безопасность и эффективность работы данного уникального объекта. Также необходимо было интегрирование ЕСУ  в единую систему диспетчерского контроля и управления «АК» Транснефть».

Впервые в компании «АК «Транснефть» была создана и введена в работу ЕСУ ТС ВСТО на технологическом участке трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». До этого все операции по запуску трубопровода и перевода его в другой режим работ выполнялись диспетчерами вручную - при помощи мнемосхемы систем диспетчерского контроля и управления.

Задача автоматизации

В рамках проекта перед ЭлеСи стояли задачи по созданию ЕСУ ТС ВСТО. Первая очередь строительства магистрального нефтепровода включает в себя 7 нефтеперекачивающих станций и 3 резервуарных парка. Данные объекты имеют уникальную структуру, связанную с использованием оборудования, способного работать на давлении до 10 МПа. Несмотря на это запуск сложнейших объектов с организацией стыковки с локальными системами различных производителей, в том числе зарубежных, произошел согласно запланированным срокам.

В рамках проекта перед ЭлеСи стояли задачи по созданию:

  • Системы телемеханизации линейной и станционной части нефтепровода
  • Системы диспетчеризации магистрального нефтепровода
  • Системы автоматизации и пожаротушения

 

Основной функционал ЕСУ ТС ВСТО

  • Отслеживание предаварийных и аварийных ситуаций все системы автоматики и телемеханики должны соответствовать современной концепции «малолюдной» технологии.
  • Автоматизация  обработки  информации для анализа работы нефтепровода.
  • Оперативное  выявление и оповещение об изменениях,  о состоянии оборудования, о нештатных ситуациях.
  • Обеспечение резервирования основных узлов или программных модулей системы.
  • Резервирование программы, ответственной за ввод-вывод, обработку, ведение истории и исполнение команд управления, а также диспетчерские пункты.
  • Осуществление сбора  данных о механических напряжениях трубы, состоянии сварных швов и парафиновых отложениях на технологическом оборудовании, по средствам специальной диагностической подсистемы
  • Ведение журналов сообщений о событиях с указанием времени регистрации и идентификацией диспетчера.
  • Обеспечение формирования отчетности по оперативным данным

 

Проектные решения

Специалисты ЭлеСи создали ЕСУ для нефтепровода на базе SCADA Infinity, предназначенного для автоматизации технологических процессов на крупных территориально распределенных объектах с непрерывным типом производства.

В рамках проектных решений на первой очереди нефтепровода (Тайшет - Сковородино) телемеханизировано 219 пунктов контроля и управления линейной частью с использованием 238 контроллеров ЭЛСИ-ТМ. Контрольные комплексы оснащены блок-боксами линейной телемеханики, а также специальными блок-боксами релейной связи, каждый из которых состоит из трех мобильных зданий с системами жизнеобеспечения и резервными источниками питания (дизель-генераторные установки). Для обеспечения высокой надежности и безопасности работы нефтепровода передача всей информации в системе происходит в режиме реального времени. Система диспетчеризации нефтепровода обрабатывает более 1 000 000 млн. сигналов.

Контроллеры алгоритмов реализованы на базе PLC ControlLogix (Allen Bradley). Программно реализованные алгоритмы управления выдают необходимые команды, которые посредством системы диспетчеризации магистрального нефтепровода на базе SCADA Infinity  отправляются конечным устройствам и позволяют диспетчеру в режиме онлайн контролировать ход технологического процесса. Обработка подтверждения выполнения команд также происходит на уровне контроллера алгоритмов.    

Подсистема управления технологическим участком: отвечает за автоматизированное поддержание заданных режимов работы трубопровода. Переключение с одного режима на другой полностью автоматизировано и выполняется  одной кнопкой. Система не даст оператору переключиться на режим до достижения готовности оборудования. При необходимости (например, в случае угрозы сейсмических толчков) выбирается соответствующий режим, определенный участок трубы быстро изолируется, а нефть откачивается.

Подсистема  мониторинга обеспечивает:

  • Сбор, обработку, хранение и предоставление данных о состоянии программных и аппаратных средств, производственной связи, оборудования телемеханики и автоматики.
  • Отображение информации об отказе или другой проблемной ситуации с указанием локализации.
  • Светозвуковую сигнализацию событий.
  • Формирование отчетов и сводок о состоянии программно-аппаратных средств.

 

Результат

В январе 2010 года трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» был запущен в опытную эксплуатацию. В марте 2010 трубопровод сдан в промышленную эксплуатацию. Следующий этап- работа над проектом ВСТО-2